|
Написано: |
2016 року |
|
Розділ: |
Наукова |
|
Твір додано: |
19.05.2017 |
|
Твір змінено: |
19.05.2017 |
|
Завантажити: |
pdf
див.
(2.3 МБ)
|
|
Опис: |
Цель исследования – проанализировать особенности дискурса самоубийства в украинской, русской и английской прозе конца XIX – начала XX века.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
рассмотреть суицидальные мотивы как явление тематологии, раскрыть
специфику суицидального сюжета и дискуссий вокруг тематического метода;
осмыслить явление самоубийства в контексте различных теорий
ментальности и его образно-знаковую природу в литературе;
с точки зрения дихотомии «Эрос – Танатос» проследить феномен
декаданса, а так же художественные суицидальные тенденции в Украине, России
и Англии на рубеже ХІХ – ХХ вв.;
проанализировать парадигму художественного осмысления самоубийства с
точки зрения духовного самоопределения писателя;
определить религиозный и поэтологический аспекты самоубийства с точки
зрения категорий «грех и катарсис»;
охарактеризовать феномен самоубийства в измерениях художественного
психологизма;
рассмотреть персоносферу произведений суицидальной тематики, способы
художественного осмысления форм поведения персонажа-самоубийцы и его
ценностных ориентаций; рассмотреть мотивы самоубийства такие как очищение
от грехов (чувство вины), отрицание зла в мире, способ избежания позора и
сохранение чести человека, суицид по причине любви;
раскрыть сознание и самосознание персонажа-самоубийцы, а так же другие
причины суицида: внутреннепсихологический конфликт, душевный дисбаланс,
личное горе, разочарование и отрицание смысла жизни, реакцию на
психотравматические обстоятельства и художественные способы их изображения;
осмыслить литературные формы поведения персонажа-самоубийцы;
описать предметный мир суицидальных призведений, пейзаж в дзеркале
художественной танатологии, мир вещей, охарактеризовать портрет самоубийцы
как семиотическое явление, проследить пространственно-временные координаты
художественной суицидальной рефлексии. |
|
Зміст: |
[натисніть, щоб розгорнути]
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
РАЗДЕЛ І. ДИСКУРС СУИЦИДА КАК ЯВЛЕНИЕ ТЕМАТОЛОГИИ 19
1.1. Суицидальный литературный сюжет: дискуссии вокруг
тематического метода …………………………………………………………
19
1.2. Самоубийство в контексте различных теорий ментальности и его
образно-знакова природа в литературе…………………………..……..........
42
1.3. «Эрос – Танатос»: феномен декаданса, суицидальные тенденции в
Украине, Росии и Англии на рубеже ХІХ-ХХ веков………………………..
61
1.4. Философское осмысление самоубийства как способ духовного
самоопределения писателя…………………………………………………...
83
1.5. Религиозный аспект оценки самоубийства: грех и катарсис................... 102
1.6. Самоубийство – феномен художественного психологизма..................... 118
Выводы к первому разделу……………………………………………………. 139
РАЗДЕЛ ІІ. ПЕРСОНОСФЕРА СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 143
2.1. Персонаж-самоубийца и его ценностная ориентация………………….. 143
2.1.1. Самоубийство ради очищения и святости в рассказах
(В. Стефаник, Т. Гарди) ………………………………………………………
143
2.1.2. Самоубийство как отрицание зла в мире в произведениях
А. Тесленко, Ф. Сологуба, Дж. Голсуорси ………………………………….
152
2.1.3. Самоубийство – способ избежания позора и сохранения чести
человека (В. Винниченко, В. Леонтович, М. Арцыбашев, А. Конан Дойль)
161
2.1.4. Самоубийство во имя любви в произведениях Б. Гринченко,
В. Винниченко, А. Куприна, М. Горького, М. Арцыбашева, О. Уайльда,
Т. Гарди ………………………………………………………………………..
181
2.2. Сознание и самосознание персонажа-самоубийцы и способы его
вербализации ......................................................................................................
202
2.2.1. Внутренний психологический конфликт как причина
самоубийства героев в произведениях Б. Гринченко, А. Плюща,
М. Горького и О. Уайльда…………………………………………………….. 205
2.2.2. Душевный дисбаланс как причина самоубийства и его
художественная символика (А. Тесленко, М. Арцыбашев, Ф. Сологуб,
Дж. Конрад) ………………………………….....................................................
224
2.2.3. Личное горе как причина самоубийства в произведениях
А. Плюща и М. Горького ...................................................................................
239
2.2.4. Самоубийство вследствие разочарования и отрицания смысла
жизни в прозе М. Арцыбашев и Т. Гарди ………………………………………
249
2.2.5. Самоубийство как реакция на психотравматические
обстоятельства и способы ее изображения (В. Винниченко, Л. Андреев,
А. Куприн, М. Арцыбашев)……………………………....................................
262
2.3. Формы поведения персонажа-самоубийцы (В. Леонтович, А. Куприн,
Андрей Белый) ………........................................................................................
276
Выводы ко второму разделу………………………………………………....... 289
РАЗДЕЛ ІІІ. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР СУИЦИДАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДУШЕВНОГО
РАССТРОЙСТВА И ПСИХОТРАВМАТИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
296
3.1. Пейзаж в зеркале художественной танатологии ……………………...... 296
3.2. Мир вещей в суицидальных произведениях ............................................. 302
3.3. Портрет самоубийцы как семиотическое явление ……………………... 320
3.4. Пространственно-временные координаты художественной
суицидальной рефлексии ……………………...................................................
334
Выводы к третьему разделу ………………………………………………...... 349
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 352
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 365
|
|
|