О различии между памятью, воображением и рассуждением
Память, говорит Кондильяк,* есть начало воображения, коего
сила ещё не увеличилась; воображение есть также память, достигшая
всей живости, к коей она способна. И так память и воображение суть
две степени действия одной душевной способности. Если можно сию
душевную способность применять к ногам, то, по мнению
Кондильяка, ходить – значит памятовать, а бегать – воображать; ибо
что такое ход, как не самый тихий бег, и что такое бег, как не самый
скорый ход? Но кто легко ходит, тот легко и бегает; напротив сего, не
всякий при хорошей памяти живое имеет воображение. С худою
памятью трудно, почти невозможно сделаться учёным; не всякий,
однако, учёный вымыслит Армидин замок.* Правда, что воображение
не может существовать без памяти, которая снабжает его, так сказать,
материалами, не вмешиваясь в распоряжение ими. Посадить Юпитера
на облако, приставить к нему ужасное лицо с сверкающими глазами,
с длинною всклокоченною бородою, и дать ему в руки перун – есть
дело воображения; надобно однако, чтобы наперёд память доставила
ему понятие об облаке, бороде и проч.
В другом месте Кондильяк говорит: когда мы посредством
рассуждения заметили свойства, коими предметы друг от друга
различаются, то сим же рассуждением можно совокупить в один
предмет свойства, рассеянные во многих. Так стихотворец, например,
составляет себе понятие о герое, который никогда не существовал:
тогда производимые понятия суть изображения, в одном только уме
действительное бытие имеющее; и рассуждение, которое делает сии
изображения, принимает название воображения. Теперь можно
вывести следующее умозаключение: память есть воображение, а
воображение есть рассуждение; и так память есть рассуждение; что,
однако, для меня сомнительно. Попугай имеет память: он может
затвердить наизусть слова французского языка, но никогда не поймёт
Боссюэтовых проповедей,* и того несбыточнее, чтобы сам сделался
проповедником. Я слышал от охотников, что гончие во сне лают,
следственно они бредят, может быть, о зайцах; но не думаю, чтобы
гончие рассуждали об охоте, подобно своим господам. Буцефалу,
знаменитейшему между лошадьми, могло также пригрезиться
сраженье при Арбеллах,* однако ж он не оставил исторических
записок о сем славном происшествии. Воображение и рассуждение