права, ему уступленные, служат источником бесчисленных утех для
обоих полов! Здесь взаимное желание нравиться заглаживает
различие состояний и чинов, иногда даже и лет. Здесь общее
признание женского преимущества водворяет более равенства между
мужчинами. Здесь и самая любовь, принимая более разнообразия,
изощряет жало утехи своей; обоюдные напряжения страстей, равных
силами и средствами, делают победу труднее и привлекательнее.
Наконец, победитель к блаженству, им вкушаемому, присоединяет и
сладкую уверенность, что получил его силою личного достоинства.
Нет, я исповедую: я, обладающий чудесами Черкесии и Грузии,
никогда не вкушал сего счастья, которого не лишён, может быть,
последней из европейцев! Власть моя неограниченна в моём серале;
воля моя есть закон, и мои страсти никогда не знали преград
сопротивления. Но вкушал ли я блаженство совершенное? Вкушал ли
небесную отраду видеть нелицемерное воздаяние сердца за мою
нежность, упиваться мыслью, что я один составляю счастье предмета
любви моей? Могу ли быть уверенным, что если бы власть не
удерживала его в моих объятиях, то я не был бы им забыт, отвергнут,
презрен? Что я говорю? Уверен ли я, что случай и вероломство не
предали уже меня поруганию, в то время, когда я предаюсь надежде и
беспечности? Презренные чада подлости и рабства, едва достойные
имени человеческого, которым я вверил сокровища моего
благополучия, могут ли быть достойными поруками моей
безопасности? Может быть, в сию минуту...! Праведное небо! Если
злодей непременно должен оскорбить меня, то, по крайней мере, не
лиши меня отрады омыть руки в ненавистной крови его!
Самые те пороки, которых владычество повсеместно, Европа
облекла в одежду столь же особенную, как и одежда её жителей.
Здесь ты не увидишь ненавистной суровости, скотского
пренебрежения, отличающих гордость большей части наших ханов и
эмиров, и столь чуждых душе моей, взлелеянной млеком твоей
добродетели, о мудрейший из человеков! По крайней мере, сия
слабость предоставлена здесь одним жалким тварям, которые,
возникнув из праха или грязи, сами удивляются высоте, ими
занимаемой. Порода и достаток изобрели другие средства отделить
себя от черни и низших состояний; свободная простота, вид
самодовольствия и беспечности, крайняя учтивость, внушающая
почтительное отдаление, отличают того, кому рождение дало
исключительное право на почесть и уважение. Он не почитает за